Главная-Лондонский глаз

Автобусы в Англии: почти достопримечательность!

27
августа
6053

Первый автобус в Англии появился на свет 24 декабря 1801 года. По удивительному стечению обстоятельств это был первый автобус в мире! С тех самых пор началась эра общественного транспорта, хотя всего лишь годом ранее жители британской столицы разгуливали по улицам родного города исключительно на своих двоих, а те, что побогаче – на «частных» двуколках. А сегодня каждый узнает Рутмастер, этот двухэтажный красный автобус! Англия в этом плане (в плане таких вот «национальных достопримечательностей»), без сомнения, занимает в Европе лидирующие позиции. Как по количеству, так и по качеству.

Однако, знаменитые на весь мир, самые узнаваемые двухэтажные автобусы в Англии появились вовсе не два века назад. Те «допотопные» агрегаты были стандартными, то есть одноэтажными и обладали вполне обычной конструкцией. Но человек – существо в высшей степени предприимчивое. Коммерческие автобусы в Англии появились в 20-х годах XIX века, и естественно их производители хотели использовать возможности нового, перспективного транспорта по максимум. Поэтому первый автобус в Англии существенно отличался от последующих вариантов, которые сегодня считаются классикой.

Почему в Англии красные автобусы? К вопросу о целесообразности.

Двухэтажные автобусы в Англии появились спустя каких-то четыре десятилетия после того, как по улицам британских городов проехали первые коммерческие рейсы. В 1847 году Экономическая Транспортная Компания Лондона запустила первый двухэтажный автобус. При этом билеты на «второй этаж» стоили вдвое дешевле, чем на первый. Так производители хотели повысить популярность транспорта, но из этого ничего не вышло, двухэтажные автобусы не получили широкого распространения. Вероятно, проблема заключалась в том, что на тот момент второй этаж не имел крыши. Кроме того, там не было раздельных сидений, и при учете достаточно суровых нравов того времени женщин и девушек откровенно смущала перспектива находиться в непосредственной близости с незнакомым джентльменом.

В 1852 году ушлый проектировщик Джон Гринвуд предложил иную конструкцию двухэтажного автобуса. Он ввел раздельные сиденья, а также увеличил количество посадочных мест (до 42). Однако, нужно понимать, что автобусы в Англии того времени двигались за счет лошадок. Да, да, в них были запряжены лошади! Разумеется, ведь ДВС тогда еще не существовало. Данный тип автобуса прекратил свое существование в конце XIX века, последний транспорт на «живой тяге» исчез с улиц Лондона в 1914 году. Здесь свою лепту внесла и Первая Мировая Война (лошадей повсеместно конфисковали для военных нужд).

В 1924 году компания Associated Equipment Company (AEC) представила на народный суд NS. Это модельный ряд, который представляет собой первые двухэтажные автобусы в Англии, в конструкции которых был применен двигатель внутреннего сгорания. Автобус выпускался до 1937 года. Здесь второй этаж имел полноценную крышу, более того – обыкновенные лавки были заменены стильными сидениями с дорогой обивкой.

В 1954 году был построен первый Рутмастер (Routmaster), который стал настоящей легендой и чуть ли не символом Великобритании. Но к нему мы вернемся чуть позже. А сейчас давайте найдем ответ на вопрос, обозначенный в заглавии этой части данной статьи. Почему в Англии красные автобусы? Все просто – дело в целесообразности. AEC, задумывая NS, хотели создать нечто поистине уникальное, что-то такое, что должно было не только внушать уважение своими возможностями, но и просто привлекать внимание. Было принято решение сделать автобусы красными. Такой цвет, по мнению дизайнеров компании, должен был сделать транспорт узнаваемым. Так оно и вышло, сегодня в Англии никто уже не представляет себе, что даблдекер (двухэтажный автобус, как тип) может иметь какую-то иную расцветку, кроме красной.

Как называется двухэтажный автобус в Англии?

Первые автобусы британцы называли омнибусами, и сегодня многие полагают, что так справедливо именовать любые английские даблдекеры. Но это слово в большей степени применимо к автобусам, в которые запрягали лошадей. Если же говорить об автомобилях (в частности – о современных двухэтажных автобусах), то справедлив другой ответ. Рутмастер (с английского – «хозяин дорог»), именно так называется знаменитый двухэтажный красный автобус. Англия в этом плане серьезно переплюнула многих своих конкурентов (в частности – Францию). Построенный в середине прошлого века назад (напомню – в 1954 году), Routmaster почти не менялся в плане конструкции вплоть до 2005 года, когда был выпущен последний автомобиль серии. Поэтому если вы спросите жителя Лондона, как называется двухэтажный автобус в Англии, его ответ будет очевиден. Это никакой не омнибус. Это Рутмастер. Только Рутмастер, только хардкор! И это, на самом деле, не просто фигура речи.

Изначально «хозяин дорог» имел длину 8,4 метра, впоследствии ее увеличили до 9 метров. Сзади автобус имел открытую платформу, через которую пассажиры попадали в транспорт. Рутмастер не имел дверей. Сегодня считается, что способность свободно входить и выходить из автобуса (в том числе – на светофорах и перекрестках) соответствует некоему английскому духу свободы. При этом водитель, разумеется, не имел возможности продавать билеты пассажирам, поэтому экипаж Рутмастера состоял из двух человек (так появились первые кондукторы). Наличие кондуктора значительно ускоряло процесс «обилечивания», потому что кондуктор мог работать в процессе движения транспорта. В итоге, справедливо отметить, что это самый знаменитый двухэтажный автобус в Англии. Как называется этот «монстр» (истинно – хозяин дорог, по-другому не скажешь!), знает каждый. Это неотъемлемая часть британской культуры, «детище» нации.

К сожалению, в начале нового тысячелетия Рутмастеры были признаны устаревшими, в большей степени – морально. Открытую платформу посчитали опасной, общею конструкцию неудобной (в первую очередь – для пожилых и инвалидов). Кроме того, также свою роль сыграла экономическая сторона вопроса: современные автобусы не имеют кондукторов, что, в общем-то, выгоднее. В общем, свой последний рейс Routmaster RM2217 совершил 9 декабря 2005 года. И сегодня эти легендарные машины больше не увидеть на улицах Лондона, они заменены более современными, более совершенными моделями.

Вот мы и узнали, какой путь прошел легендарный «красный автобус» в Англии, как называется, каким задумывался, как функционировал. В этом плане история Рутмастера даже немного печальна. Ведь он верой и правдой служил этой стране почти шестьдесят лет! Зато сейчас его можно увидеть на выставках и в музеях страны. Туристам иногда даже удается прокатиться на нем, но это, разумеется, в порядке исключения.

Это интересно:
Животные Шотландии
13
сентября

Шотландия, являясь самобытной и во многом уникальной страной с глубокими традициями, в XVIII веке стала частью Великобритании…

Животные Англии
06
сентября

Строго говоря, у Великобритании нет своего животного, то есть фраза типа «животное – символ Англии» на самом деле не имеет…